Коллекция Натальи Шатовской

Астрономические ошибки в пособиях для подготовки к ГИА

Рецензия написана в 2019 году.


В 2017 году по приказу министра образования и науки О.Ю.Васильевой астрономия снова стала обязательным предметом в нашей школе. Появился и федеральный стандарт (ФГОС) по этому предмету. А где стандарт - там и контроль; стало быть, срочно нужны КИМы (контрольно-измерительные материалы - задания, которые старшеклассники выполняют на ОГЭ и ЕГЭ). А где КИМы, там демоверсии и сборники с тренировочными вариантами. Доходное дело: ежегодно издаются всё новые и новые пухлые томики, и теперь в тренировочных сборниках по физике обязательно есть вопросы по астрономии. Составляют эти вопросы отнюдь не астрономы, что и побудило меня создать новый раздел критики. Так сказать, ЕГЭ-истика, новый жанр...

Пособие "ОГЭ-2018. Физика. Типовые экзаменационные варианты" выпущено издательством "Национальное образование" под редакцией Е.Е.Камзеевой. На 336 страницах ученикам предлагается аж тридцать наборов заданий основного государственного экзамена по физике, и в каждом наборе есть вопрос по астрономии. Увы, не все из них грамотные. Например, задание из варианта 22 (стр.204) выполняется по рисунку:


Можно устраивать соревнование в классе: кто найдёт в этом рисунке больше ошибок. Один мой ученик нашёл целых пять: Земля и Луна нарисованы одинаковыми по размеру; Солнце, меньшее по размеру, чем Земля и Луна, расположено на расстоянии примерно миллион километров от нашей планеты и, что самое занятное, не является источником падающих на неё лучей света; подписи к лунным фазам наводят учеников на неверную мысль, что каждая из четырёх фаз продолжается по неделе; на левой картинке Луна показана обращающейся по орбите вокруг Земли по часовой стрелке, как это выглядело бы при наблюдении из южной полусферы, тогда как на правой картинке вид Луны показан для наблюдателя, находящегося в северном полушарии.

Достаётся не только Луне. В пособии "ОГЭ-2018. Физика. Сборник заданий", выпущенном издательством "Эксмо" под редакцией Н.К.Ханнанова, 9-классникам предлагается выполнить задание по тексту, рассказывающему о законах Кеплера. Задание сопровождается такой иллюстрацией обращения планеты вокруг Солнца:


Автор рисунка, похоже, с астрономией незнаком вообще, поскольку в простом рисунке ошибок допущено три. Бросается в глаза, что освещённая сторона планета не обращена к Солнцу. Буквами a и b в астрономии принято обозначать не большую и малую оси эллипса, а их половины. Используя линейку, можно убедиться, что Солнце не находится в фокусе нарисованного эллипса: левая вершина большой оси, которая по смыслу должна быть перигелием орбиты, расположена дальше от Солнца, чем точка, в которой находится планета.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Ибо новые творения в жанре ЕГЭ-истики создаются теперь ежегодно...


Вернуться к оглавлению раздела