Коллекция Натальи Шатовской

Астрономические ошибки
в учебниках


* Учебник "Физика. Химия" для 5-6 классов общеобразовательных учреждений, написанный коллективом авторов (Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.), впервые был издан как пробный в 1994 году. Я помню, как меня, начинающего учителя, совершенно очаровало это необычное, очень живое и остроумное пособие - оригинальный пропедевтический курс, предваряющий изучение естественных наук - не только физики и химии, но также и астрономии. Однако уже тогда я могла бы сделать ряд замечаний относительно изложения астрономического материала. В 2006 году учебник "Физика. Химия. 5-6" был переиздан издательством "Дрофа" уже в седьмой раз, что говорит о востребованности и популярности этого пособия. Но увы - число астрономических ошибок в нём не только не уменьшилось, но даже возросло! Я вынуждена их прокомментировать, несмотря на безусловное уважение к авторам, один из которых в настоящее время возглавляет мой родной физфак МПГУ.

* Как это часто бывает, авторов подвёл художник (А.В.Капнинский). Справа воспроизведены рисунки созвездий со страницы 136, вызывающие возмущение специалистов.

Прежде всего, во всех без исключения рисунках нарушены пропорции. Можно было бы не принимать это всерьёз и считать рисунки условными, если бы художник не взялся бы попутно напомнить детям способ обнаружения Полярной звезды по Большой Медведице - в этом случае пропорции существенны.

Созвездие Ориона изображено настолько безобразно, что возникает вопрос, видел ли его художник вообще? Общеизвестно, что в Поясе Ориона три звезды. А альфа Ориона - Бетельгейзе - это левая верхняя звезда фигуры; художник же приписал это название второстепенной звезде лямбда.

Ни одной из упомянутых трёх грубых ошибок в первом издании учебника не было.

* Вызывает некоторые возражения и текст параграфа "Карта звёздного неба" (стр.138): "Наиболее яркие звёзды - это Денеб в созвездии Лебедя, Вега в созвездии Лиры, Альтаир в созвездии Орла - они видны летом и осенью. Сириус - самая яркая звезда северного неба, она находится в созвездии Большого Пса - видна зимой, Бетельгейзе в созвездии Ориона - видна зимой". Денеб уж точно не принадлежит к числу наиболее ярких звёзд, Вега на большей части российской территории является незаходящей, а Сириус - звезда южного неба. Эти оговорки определённо на совести авторов.

Далее авторы дают ученикам такое задание: "Найдите звёзды Денеб, Вегу и Альтаир на карте звёздного неба и на небе". Однако, судя по положению параграфа в новом издании учебника, изучается он в середине шестого класса, то есть ... в разгар зимы. Почему бы не выдать детям инструкции по наблюдению зимних созвездий, провести которые значительно проще - ввиду большей продолжительности тёмного времени суток?

* Как всегда, типичные ошибки связаны с Луной. На схеме лунного затмения (стр. 105) диаметр Луны оказался равным диаметру земной тени. Эта ошибка благополучно пережила шесть переизданий:


* Иллюстрация со страницы 141, подписанная "Вид Луны вечером", тоже вызывает возражения. Луна в виде растущего серпа действительно бывает видна только по вечерам. Из этого не следует, что по вечерам бывает видна только такая Луна. Кроме того, растущий серп бывает виден на западе, на фоне вечерней зари, и цвет неба должен быть более светлым в нижней, а не в верхней части рисунка. Наконец, молодая Луна заходит за горизонт прежде, чем закончатся астрономические сумерки и станут видны слабые звёзды - а их художник изобразил рядом с серпиком целых шесть.

* Типичные для рисунков такого рода ошибки допущены на схеме Солнечной системы (стр.140):


По мнению художника, Марс и Меркурий одного размера, Нептун больше Урана, а астероиды первого пояса, каждый размером с небольшую планетку, летают как по команде, строго между орбитами Юпитера и Марса. Не показаны ни спутники планет, ни кометы, ни второй астероидный пояс.



До сих пор речь шла о сугубо астрономических ошибках и неточностях. К сожалению, в вопросах, тесно связанных с физикой, тоже имеются грубые ошибки.


* Художник (А.В.Капнинский) в очередной раз подвёл авторов, иллюстрируя параграф "Всемирное тяготение". На рисунке на странице 46 показано, что Луна обращается вокруг Земли ...с востока на запад. Как будто нарочно, чтобы запутать учащихся, на соседней странице направление орбитального обращения Луны показано правильно, и пятиклассников просят объяснить, "по какой причине Луна изменяет направление своей скорости".


* Наконец, меня весьма озадачил рисунок к параграфу о магнитах. На странице 59 художник продемонстрировал отсутствие элементарных знаний по физике и географии. Вот как, по мнению Капнинского, выглядит "наша Земля - большой магнит" (стр.59):

Непонятно, какая координатная сетка изображена. Точно не географическая - обозначенные экватор и полюса смещены относительно их реального положения. Но, с другой стороны, сетка магнитных склонений выглядит иначе (она несимметрична), а вблизи северного географического находится южный магнитный полюс, и наоборот! Если имеются в виду магнитные полюса, то символы N и S необходимо поменять местами.

И совсем неприличный вопрос - где же Антарктида? - При такой проекции она должна быть частично видна.



Завершая обзор астрономических ошибок, замеченных в седьмом, доработанном (!) издании учебника "Физика. Химия. 5-6" авторов Гуревича А.Е., Исаева Д.А., и Понтак Л.С. , указываю также имя ответственного редактора учебника - это Л.Н.Коршунова.


Вернуться к оглавлению раздела