Астрономические ошибки в учебнике
"Физика" для 10 класса (В.А.Касьянов)
Рецензия написана в апреле 2007 года.
* Учебник "Физика-10" , написанный Валерием Алексеевичем
Касьяновым, впервые был издан в 2000 году. Комментировать я буду 5-е издание
этого учебника, выпущенное издательсвом "Дрофа" в 2003 году - именно по этой
версии мне пришлось недавно работать, замещая длительно болевшую коллегу.
Надо отметить, что в целом учебник мне понравился - своей полнотой и
последовательностью изложения материала, подробными расчётами, обилием
иллюстраций и стильным дизайном.
В раздел "Механика" вошло немало астрономического материала, что соответствует
логике курса. Однако примеры из области физики космоса содержат немало
неточностей и даже явных ошибок.
* Как всегда, значительная часть неточностей на совести художника
(Л.Я.Александровой) и редактора (Е.Н.Тихоновой). К примеру, рисунок 85 со
страницы 97 наглядно показывает, что центростремительное ускорение
Луны есть ускорение силы тяжести. Неверно ровно одно - Луна оказалась ... на
меридианальной орбите! А ведь это не просто фактическая ошибка - это
неграмотно с точки зрения небесной механики, ведь меридианальные орбиты в
принципе устойчивыми не бывают.
* А может быть, весь авторский коллектив подвела выполнявшая
компьютерную графику С.Л.Мамедова? - Ошибки, связанные с неправильным положением
земного шара на рисунке, встречаются с раздражающим постоянством. Их так много,
что воспроизводить их все я не вижу смысла, просто привожу примеры.
Луну на меридианальной орбите видим не только на 97, но ещё и на 25 странице.
А на рисунке 74 (стр.86) северный полюс Земли по милости художника оказался
где-то в западной Африке.
* На рисунке 67 (стр.76, воспроизведён слева) за движением
Луны наблюдают с южного полюса мира - но направление вращения нашего спутника
указано против часовой стрелки, что было бы правильно только при диаметрально
противоположном расположении наблюдателя.
* А какие кренделя выписывает Луна на рисунке 12 (стр.25,
воспроизведён справа)! Исаак Ньютон отдыхает.
* Однако далеко не все ошибки и неточности были внесены художником
или верстальщиком. Вот, например, цитата из главы "Динамика периодического движения"
(стр. 164): "Развив скорость V>VIII, автоматическая межпланетная
станция "Пионер" вышла в 1983 г. за пределы Солнечной системы". Уважаемый
коллега-физик всерьёз считает, что границы Солнечной системы очерчены орбитами
Нептуна и Плутона?
* Или, к примеру, после параграфа 24 "Сила тяжести" учащимся предложена
такая задача: "Какое расстояние пролетит за первую секунду тело, свободно
падающее на поверхность Венеры? Диаметр Венеры 2,21*104 км, её
средняя плотность 5,2*103 кг/м3. (стр.101) Судя по
"правильному" ответу 4,45 м, предполагается применение формулы s=gt2/2.
В аналогичной "земной" задаче обычно оговаривается, что сопротивлением
атмосферы следует пренебречь. Но как пренебречь сопротивлением венерианской
атмосферы, которая плотнее земной почти в сто раз? Заметим, что из данных задачи
можно вычислить ускорение силы тяжести именно вблизи поверхности планеты, а не
за пределами атмосферы.
* Чем дальше от физики и ближе к собственно астрономии, тем грубее
допущенные автором ошибки. На стр. 72 видим такое определение эклиптики:
"Эклиптика - большой круг, наклонённый к экватору под углом 23,5о,
по которому движется Солнце. Угловая скорость движения Солнца по эклиптике
w = 1 град/сут". Так и мерещится студент-троечник, мямлящий на экзамене нечто
отдалённо похожее на правильное определение. На три строчки - две грубые ошибки
и две существенные неточности!
* А вот, наконец, излюбленная ошибка авторов учебников. Слева
воспроизведена таблица со стр.72.
Стремясь к точности, автор хотел, как лучше - а получилось, как всегда. Период осевого
вращения Земли в системе отсчёта, связанной с удалёнными звёздами, действительно
равен 23 ч 56 мин 4 с. Так почему бы просто не написать это число в соответствующую
графу таблицы? - Но нет, сначала автор называет этот период сутками, что
неправильно в принципе (в системе СИ сутки по определению равны 86400 секундам,
то есть 24 часам точно). А затем выражает осевые периоды других тел через
звёздные сутки Земли, что вообще лишено смысла.
Странно видеть под одной обложкой строгое изложение физического материала и
откровенные астрономические "ляпы". Просто не верится, что то и другое написано
одним автором. В.А.Касьянов - авторитетный методист, откуда же такое невнимание
к важным деталям?
Завершаю рецензию ещё одной цитатой - из аннотации. "Учебник одобрен
Федеральным экспертным советом и рекомендован Министерством образования
Российской Федерации. Включён в Федеральный перечень учебников". Учитесь,
дети.
Вернуться к оглавлению раздела