Астрономические ошибки в учебнике
"Природа живая и неживая" для 5 класса
Рецензия написана в сентябре 2006 года.
* Учебник "Природа живая и неживая" для 5 класса
общеобразовательных учреждений, написанный В.М.Пакуловой и Н.В.Ивановой,
в 2005 году был переиздан издательством "Дрофа" в восьмой раз. Учебник,
как написано в аннотации, входит в цикл пособий по биологическому образованию
для основной школы. Вероятно, поэтому астрономический раздел в нём примитивен
и при этом содержит немало ошибок.
* Итак, параграф 1 - "Звёзды на небе". Цитирую дословно:
"Звёзды на небе сгруппированы. Группы звёзд называют созвездиями".(стр.10)
Многообещающее начало, не правда ли? - За такой ответ на экзамене студент-физик
получил бы гарантированный "неуд". А маститые биологини Пакулова и Иванова
получили гонорар.
Читаем дальше: С давних пор человек давал им имена, например, созвездия
Волка, Лисицы, Рака, Большой Медведицы, Малой Медведицы, созвездия Геркулеса,
Зевса и др." (стр.10) Интересно, где Пакулова с Ивановой видели созвездие
Зевса? Хотя, судя по тому, что название созвездия Лисичка воспроизведено
неправильно, можно предположить, что у авторов не в порядке техника чтения
и что имеется в виду Заяц...
Абзац заканчивается гениальной фразой "В северном полушарии неба Полярная
звезда расположена в его центре". В центре чего? - Если неба, то это
неправильно. Если северного полушария неба, то неплохо бы сначала разъяснить,
что это такое. Кстати, ни здесь, ни далее не говорится о связи Полярной звезды
с осью вращения Земли. Рисунка такого тоже нигде нет. Вероятно, авторы посчитали
эту связь слишком сложной для понимания пятиклассников.
Задания для самостоятельной работы - параграфу под стать. Цитирую:
"Внимательно рассмотрите карту звёздного неба и найдите созвездие Большая
Медведица. Сосчитайте, сколько звёзд оно образует". (стр.13) Мало того, что
это ещё один образчик косноязычия, - вдобавок по приведённой авторами карте
звёздного неба задание в принципе невозможно выполнить. Они приводят вариант
карты, на котором не обозначены границы созвездий - откуда же ученику
знать, какие из обозначенных рядом с Ковшом звёзд относятся к Большой
Медведице, а какие нет?
* Параграф 2 "Земля - наш дом". Авторы продолжают избегать лишних
сущностей и о наклоне оси вращения Земли к плоскости орбиты пишут так:"Ось
глобуса немного наклонена от вертикального положения потому, что и ось Земли
также не вертикальна, а немного наклонена". (стр.15) А что в космосе нет
понятия "вертикальный" - так это мелочи...
Задание на странице 17 тоже порадовало: "Сколько оборотов вокруг своей оси
сделает Земля за год; за месяц; за 12 ч?" Есть все основания предполагать,
что правильный ответ нашим маститым биологиням неизвестен. Иначе они не задавали
бы детям вопрос, требующий понимания различия между солнечными и звёздными
сутками.
* В параграфе 4 "Луна - естественный спутник Земли" авторы
продолжают излагать общеизвестные заблуждения. Абзац на странице 22 начинается
словами "Лунные фазы повторяются каждые 28 дней", а заканчивается словами
"За 28 суток Луна совершает один оборот вокруг Земли". Последнее
утверждение верно только приблизительно, первое вообще ошибочно.
Попытка авторов прокомментировать известный способ отличить растущую Луну от
стареющей при помощи букв Р и С породила дополнительную ошибку. Они пишут:
"такой способ годится только для северной части неба Земли". (стр.22)
Но ведь в северной части неба Луна в виде серпа не наблюдается никогда! А вообще
по северной части неба Луна перемещается для наблюдателя, живущего в южном
полушарии Земли, - то есть как раз там, где описанный способ работает с
точностью до наоборот.
Рисунок, поясняющий явление лунных фаз, тоже содержит существенную неточность.
На рисунке Луна повёрнута всё время одной и той же стороной к Солнцу,
а не к Земле!
Но необходимо отметить, что это единственная астрономическая ошибка,
ответственность за которую несёт художник. Остальные, увы, содержатся в тексте
и внесены авторами в здравом уме и твёрдой памяти. К примеру, задание после всё
того же параграфа 4 начинается так: "Представьте себе, что вы участники
экскурсии на Луну. Самолёт летит со скоростью 2500 км в час..." Нет,
уважаемые авторы, я не могу представить себе полёт на Луну на самолёте. У меня
не такая богатая фантазия.
* А ведь на очереди ещё параграф 5 - "Солнце. Солнечная система".
Морально готовимся к самому худшему. Но нет, ошибок немного - так, мелочь.
На странице 27 Марс назван "ближайшим соседом" Земли, что неправильно: даже в
момент великого противостояния Марс находится дальше от Земли, чем Венера в
нижнем соединении. В следующем абзаце авторы потеряли знак "минус", и
появилась занятная фраза: "Условия на Марсе суровые. Летом температура редко
поднимается выше 0оС, к ночи падает до 60-100оС."
Если о планетах земной группы сказано хотя бы несколько слов о каждой, то
рассказывать о планетах-гигантах авторы почему-то не стали. (Может, это и к
лучшему?)
Число известных учёным астероидов авторы оценивают как "более 3000".
В самом деле, 10000 ведь более 3000?
Наконец, на странице 28 авторы отождествляют метеор и метеорное тело. Попробуй
втолкуй потом ученику, что метеор - это явление...
И каково видеть такой учебник в руках своего ребёнка? Когда, наконец, от
авторов учебников будут требовать наличия элементарных знаний и владения
литературным языком? Когда, наконец, за фактические ошибки издательства будут
штрафовать? Когда, наконец, Министерство образования будет нести
ответственность за гриф "рекомендовано", которым оно украшает подобные поделки?
Народ должен знать своих героев. В работе над учебником "Природа живая и
неживая" для 5 класса общеобразовательных учреждений, помимо авторов
В.М.Пакуловой и Н.В.Ивановой, отличились заведующая редакцией И.Б.Морзунова,
редакторы Л.А.Петрова и Г.М.Пальдяева (с последней мы уже знакомы), технический
редактор В.Ф.Козлова, а также издательство "Дрофа" и Министерство образования РФ.
Вернуться к оглавлению раздела