В 2003 году, после переезда в Подмосковье, я поступила на работу в
Межшкольный астрономический центр "Вега" в качестве педагога дополнительного образования и
методиста. Любительская обсерватория, ранее входившая в состав Станции юных
техников, незадолго перед этим получила статус самостоятельного учреждения
дополнительного образования и, конечно, нуждалась в квалифицированных кадрах.
|
|
На новом месте обязанности мои были весьма разнообразны. Я готовила
информационные бюллетени, выступала на семинарах для учителей, писала заметки
для местных газет, участвовала в телепередачах. Работала в оргкомитете массовых
городских мероприятий, оформляла отчёты, ездила в командировки. Принимала
школьные экскурсии в обсерватории, верстала медиа-программы для лектория и
сама же читала большинство лекций. Составляла задачи для олимпиад, участвовала
в подготовке команды региона к финальному этапу Всероссийской олимпиады и
сопровождала команду в поездке. Однако главной своей обязанностью я по-прежнему
считала непосредственную работу со школьниками-учащимися кружка.
|
|
Мой опыт кружковой работы значительно обогатился. Если раньше, в Туле, моими
учащимися были школьники средних и старших классов, то теперь основную часть
кружковцев составляли дети девяти-десяти лет. Учителю физики, всегда
ориентировавшемуся на старшеклассников, было непросто переключиться на малышей.
Многому пришлось учиться заново. Вдобавок в отечественной методике проблема
обучения азам астрономии учащихся начальной школы практически не разработана.
И содержание учебного материала, и форму его представления, и методы учебной
работы нужно было продумывать "с нуля". Результатом этой работы стала программа
"Моя Земля. Моя Вселенная", интегрирующая азы астрономии и географии.
|
|
В процессе работы с детьми выкристаллизовалась идея - построить всю работу с
младшими школьниками на основе дидактических игр. Конечно, различные игры,
занимательные задачи и КТД я использовала в своей работе и раньше, но теперь
они должны были стать ядром всей методической системы. Я проработала большое
количество методических пособий, как по астрономии, так и по другим предметам.
На каждом занятии мои ученики пробовали что-то новенькое - загадки и
головоломки, кроссворды и карточки для самопроверки, устные групповые игры,
лото, мозаику, слайд-тренажёр - всего и не перечислить. (Эти материалы
представлены в
методическом разделе сайта).
|
|
По мере развития идеи у меня созрело решение продолжить своё педагогическое
образование. Осенью 2004 года я поступила в заочную аспирантуру МПГУ по
специальности "методика преподавания астрономии". В качестве темы
диссертационного исследования я выбрала дидактические игры в преподавании
астрономии. Я надеюсь, что моё исследование поможет коллегам совершенствовать
преподавание астрономии детям в школах и учреждениях дополнительного образования.
В настоящее время сайт "Моя астрономия" используется для распространения
методических материалов среди учителей - это часть моего педагогического
эксперимента.
|
|
Конечно, помимо игр применяются и традиционные формы учебной работы.
Кружковцы изучают простейшую теорию, учатся наблюдать небо, ездят на
экскурсии, организуют праздники. Старшие из них - ученики 5-10 класса -
принимают участие в городских олимпиадах Железнодорожного и Москвы, в областной
реферативной конференции "Веговские чтения" - и показывают отличные результаты.
В 2004-2008 годах победителями олимпиад стали шестеро моих учеников из
Железнодорожного, дипломантами конференции - семеро.
|
|
Опыт преподавания астрономии школьникам на основе дидактических игр привлёк
внимание коллег. По приглашению оргкомитета Международного симпозиума
"Астрономия-2005: современное состояние и перспективы" я выступила на заседании
методической секции. Мои разработки вызвали огромный интерес у слушателей
курсов повышения квалификации учителей астрономии и лекторов планетариев,
проведённых по инициативе ГАИШ МГУ в 2006 и 2007 годах. Методические материалы
сайта "Моя астрономия" ежедневно просматривают около 70 посетителей.
|
|
В 2006 году я была повторно аттестована на высшую квалификационную категорию.
В настоящее время коллектив юных астрономов продолжает работу в составе
Дома детского творчества г.Железнодорожного. Занятия проходят на
базе гимназии N 1. Мои подросшие ребята углубляют знания по астрономии,
математике и физике, участвуют в наблюдениях, готовятся к олимпиадам и конкурсам,
посещают музеи и планетарий, с удовольствием общаются друг с другом - и, конечно,
играют в новые игры.
|
|
В прошедшем учебном году юные астрономы пополнили копилку своих
достижений. Четверо из них стали победителями Московской городской
астрономической олимпиады, трое - дипломантами областной конференции
"Веговские чтения". Учащийся кружка Владислав Шишков показал лучший
результат среди 9 классов на областной астрономической олимпиаде,
получил диплом третьей степени на Всероссийской олимпиаде по
астрономии и физике космоса. В октябре 2008 года Владислав принял
участие в XIII Международной астрономической олимпиаде, проходившей в
Италии, и снова получил диплом третьей степени.
Блестящая победа и на счету руководителя кружка: методический сайт
"Моя астрономия" повторно стал лауреатом Всероссийского конкурса
астрокосмических сайтов
"ЗАРЯ" в номинации "Лучший образовательный проект".
Новый учебный год юные астрономы начали с дебюта: четверо учащихся
кружка впервые попробовали свои силы в Московском многопредметном
Турнире им.М.В.Ломоносова, выполнив задания по астрономии, физике,
математике и биологии. И снова успех: четыре диплома на четверых!
|
|
| |
|