Моя работа в Железнодорожном


В 2003 году, после переезда в Подмосковье, я поступила на работу в Межшкольный астрономический центр "Вега" в качестве педагога дополнительного образования и методиста. Любительская обсерватория, ранее входившая в состав Станции юных техников, незадолго перед этим получила статус самостоятельного учреждения дополнительного образования и, конечно, нуждалась в квалифицированных кадрах.

На новом месте обязанности мои были весьма разнообразны. Я готовила информационные бюллетени, выступала на семинарах для учителей, писала заметки для местных газет, участвовала в телепередачах. Работала в оргкомитете массовых городских мероприятий, оформляла отчёты, ездила в командировки. Принимала школьные экскурсии в обсерватории, верстала медиа-программы для лектория и сама же читала большинство лекций. Составляла задачи для олимпиад, участвовала в подготовке команды региона к финальному этапу Всероссийской олимпиады и сопровождала команду в поездке. Однако главной своей обязанностью я по-прежнему считала непосредственную работу со школьниками-учащимися кружка.

Мой опыт кружковой работы значительно обогатился. Если раньше, в Туле, моими учащимися были школьники средних и старших классов, то теперь основную часть кружковцев составляли дети девяти-десяти лет. Учителю физики, всегда ориентировавшемуся на старшеклассников, было непросто переключиться на малышей. Многому пришлось учиться заново. Вдобавок в отечественной методике проблема обучения азам астрономии учащихся начальной школы практически не разработана. И содержание учебного материала, и форму его представления, и методы учебной работы нужно было продумывать "с нуля". Результатом этой работы стала программа "Моя Земля. Моя Вселенная", интегрирующая азы астрономии и географии.

В процессе работы с детьми выкристаллизовалась идея - построить всю работу с младшими школьниками на основе дидактических игр. Конечно, различные игры, занимательные задачи и КТД я использовала в своей работе и раньше, но теперь они должны были стать ядром всей методической системы. Я проработала большое количество методических пособий, как по астрономии, так и по другим предметам. На каждом занятии мои ученики пробовали что-то новенькое - загадки и головоломки, кроссворды и карточки для самопроверки, устные групповые игры, лото, мозаику, слайд-тренажёр - всего и не перечислить. (Эти материалы представлены в методическом разделе сайта).

По мере развития идеи у меня созрело решение продолжить своё педагогическое образование. Осенью 2004 года я поступила в заочную аспирантуру МПГУ по специальности "методика преподавания астрономии". В качестве темы диссертационного исследования я выбрала дидактические игры в преподавании астрономии. Я надеюсь, что моё исследование поможет коллегам совершенствовать преподавание астрономии детям в школах и учреждениях дополнительного образования. В настоящее время сайт "Моя астрономия" используется для распространения методических материалов среди учителей - это часть моего педагогического эксперимента.

Конечно, помимо игр применяются и традиционные формы учебной работы. Кружковцы изучают простейшую теорию, учатся наблюдать небо, ездят на экскурсии, организуют праздники. Старшие из них - ученики 5-10 класса - принимают участие в городских олимпиадах Железнодорожного и Москвы, в областной реферативной конференции "Веговские чтения" - и показывают отличные результаты. В 2004-2008 годах победителями олимпиад стали шестеро моих учеников из Железнодорожного, дипломантами конференции - семеро.

Опыт преподавания астрономии школьникам на основе дидактических игр привлёк внимание коллег. По приглашению оргкомитета Международного симпозиума "Астрономия-2005: современное состояние и перспективы" я выступила на заседании методической секции. Мои разработки вызвали огромный интерес у слушателей курсов повышения квалификации учителей астрономии и лекторов планетариев, проведённых по инициативе ГАИШ МГУ в 2006 и 2007 годах. Методические материалы сайта "Моя астрономия" ежедневно просматривают около 70 посетителей.

В 2006 году я была повторно аттестована на высшую квалификационную категорию.

В настоящее время коллектив юных астрономов продолжает работу в составе Дома детского творчества г.Железнодорожного. Занятия проходят на базе гимназии N 1. Мои подросшие ребята углубляют знания по астрономии, математике и физике, участвуют в наблюдениях, готовятся к олимпиадам и конкурсам, посещают музеи и планетарий, с удовольствием общаются друг с другом - и, конечно, играют в новые игры.
В прошедшем учебном году юные астрономы пополнили копилку своих достижений. Четверо из них стали победителями Московской городской астрономической олимпиады, трое - дипломантами областной конференции "Веговские чтения". Учащийся кружка Владислав Шишков показал лучший результат среди 9 классов на областной астрономической олимпиаде, получил диплом третьей степени на Всероссийской олимпиаде по астрономии и физике космоса. В октябре 2008 года Владислав принял участие в XIII Международной астрономической олимпиаде, проходившей в Италии, и снова получил диплом третьей степени.

Блестящая победа и на счету руководителя кружка: методический сайт "Моя астрономия" повторно стал лауреатом Всероссийского конкурса астрокосмических сайтов "ЗАРЯ" в номинации "Лучший образовательный проект".

Новый учебный год юные астрономы начали с дебюта: четверо учащихся кружка впервые попробовали свои силы в Московском многопредметном Турнире им.М.В.Ломоносова, выполнив задания по астрономии, физике, математике и биологии. И снова успех: четыре диплома на четверых!




Вернуться