Рецензия Натальи Шатовской, 2018 год

"Астрономия. Оптимальное изложение для всех уровней современной школы" (В.М.Чаругин, О.Е.Баксанский)

Астрономия. Оптимальное изложение для всех уровней современной школы. Книга для школьников... И не только! Учебное пособие. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 208 с.


После возвращения (в 2017 году) астрономии в школы в качестве обязательного предмета появилось большое количество учебных и методических пособий, посвящённых разным аспектам преподавания предмета. Но никто из методистов не брался за столь амбициозную задачу: изложить астрономический материал оптимальным образом для всех уровней современной школы одновременно. Была ли цель достигнута? - Мнения читателей наверняка разойдутся.

Возможно, изложение астрономии авторами пособия сочтут оптимальным читатели-гуманитарии, решившие поднять свою астрономическую грамотность, не особенно при этом напрягаясь. Книга небольшая, менее двухсот страниц текста, изложение материала конспективное. Причём чем сложнее (и современнее) материал, тем поверхностнее он изложен. "Древней" астрономии - созвездиям, зодиаку, календарям - посвящены 70 страниц, кинематике тел Солнечной системы и гравитации - 40, Солнцу и звёздной астрофизике - 14, космологии - 7. Получается, что "оптимальное изложение" не просто ниже уровня государственного стандарта по астрономии (многие темы и понятия в пособии вообще не затронуты), но и противоречит его концепции (стандарт предполагает смещение акцентов в сторону современной науки и отводит астрофизике и космологии примерно половину объёма школьного курса).

Заключительные 15 страниц называются "Астрономия и мировоззрение" и посвящены астрономическим корням математики и естествознания. Мировоззренческие вопросы рассмотрены с явным креном в античность и средневековье; XX и XXI век, вместе взятые, занимают менее двух страниц. Это также сложно назвать оптимальным изложением. Возможность внеземной жизни и разума в числе мировоззренческих вопросов не рассматривается.

Однако если бы авторы отказались от претензий на "оптимальность", пособие можно было бы считать полезным для некоторых категорий читателей. Например, его первые главы можно рассматривать как учебник классической астрономии для школьников 7-8 класса, которые из популярно-развлекательного жанра уже выросли, а физики ещё толком не знают. Основы практической астрономии и сведения о Солнечной системе изложены грамотно и на современном уровне. Лаконичное изложение позволяет использовать книгу как справочник при подготовке к астрономическим олимпиадам школьного и муниципального уровня.

Кроме того, книгу можно рекомендовать для самообразования учителям естествознания, работающим в средних классах, но не имеющих специальной подготовки по астрономии. Пособие содержит глоссарий, список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.


Вернуться к оглавлению раздела