Рецензия Натальи Шатовской, 2016 год

"Космическая одиссея. Занимательная олимпиада по астрономии, физике Земли, физике Космоса, физике полёта" (А.Л.Камин, А.А.Камин)

Космическая одиссея. Занимательная олимпиада по астрономии, физике Земли, физике Космоса, физике полёта. - М.: ИЛЕКСА, 2015. - 240 с.


Целесообразность интеграции астрономии в курс физики - давний методический спор. В советской школе астрономия изучалась в выпускном классе, с опорой на знания по физике, но как отдельный предмет. После исключения астрономии из базисного плана средней школы именно интеграция с физикой стала главной возможностью сохранить основное содержание предмета в школьном курсе. Авторы книги нашли необычный способ подобной интеграции: через внеурочную деятельность, в рамках олимпиады под необычным названием "Космическая одиссея".

Книга содержит около двухсот задач, использованных на олимпиаде в 2005-2010 годах. Задачи составлены для пяти параллелей, с 7 по 11 класс. Преобладают задачи на "общие" с физикой темы: гравитация, относительность движения, оптические явления, атмосфера и мировой океан, природа тел Солнечной системы. Много задач по фотографиям; цветные фотографии хорошего качества приложены отдельной вкладкой. Ко всем задачам даны подробные решения.

Помимо задач, книга содержит и методические рекомендации по проведению олимпиады "Космическая одиссея". В них авторы раскрывают главную идею, которой руководствовались при составлении комплектов заданий: задачи должны быть занимательными и посильными для среднего ученика, а не только для "олимпиадника". Многие задачи являются "открытыми", т.е. допускают несколько возможных ответов, преобладают качественные, а не расчётные задачи, немало задач исследовательского или изобретательского характера. Благодаря такому подходу задачник может стать образцом для собственного методического творчества читателя.

Александр Леонидович Камин известен как специалист по развивающему обучению физике и активно применяет при обучении школьников элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Узнать больше об авторе и его методике >>>


Вернуться к оглавлению раздела