Аннотация Натальи Шатовской, 2022 год

"Сборник задач по астрономии" (Н.Е.Шатовская)

Сборник задач по астрономии / Сост. Н.Е.Шатовская. - Москва: Фонд содействия образовательным проектам "179", 2022. - 60 с.: ил.


Дорогие друзья, я разместила в сети немало рецензий на книги по астрономии разных авторов. Сегодня передо мной необычная задача: представить посетителям сайта пособие, которое составила я сама.

Наверное, сначала нужно объяснить, что побудило меня издать его. Дело в том, что при всём многообразии учебной литературы по астрономии, выпущенной в последние годы, пособия, подходящего для преподавания астрономии школьникам-физикам, по-прежнему нет.

Например, неоднократно издавались в виде сборников и имеются в сети подборки задач астрономических олимпиад. Однако подготовка к олимпиадам – это отдельный вид учебной работы, и для обычных уроков астрономии большинство этих задач не подходит.

В последние годы появились школьные пособия, разработанные в соответствии со ФГОС по астрономии. Но и они не подходят для «продвинутых» физиков, поскольку задания в них слишком простые.

Между тем вот уже семнадцатый год в математических классах школы № 179 г.Москвы я преподаю авторский спецкурс по астрономии. Этот курс объёмом 68 часов школьники изучают по часу в неделю в 9 и 10 классе. Структура курса классическая: сначала изучаются практические основы науки, геометрические вопросы и кинематика небесных тел, затем небесная механика, астрофизика и космология. Методическая система - исходя из особенностей контингента учащихся - основана на задачах. В какой-то момент из тематических подборок задач и сложился "Сборник задач по астрономии", издать который математики же мне и помогли.

В задачнике в общей сложности 333 задачи, которые охватывают всё традиционное содержание курса, соответствуют программе и стандарту. Среди задач есть и простые упражнения для отработки элементарной теории, и комбинированные задачи, требующие углубленных знаний по физике и математике, и задачи со «звёздочкой» для олимпиадников. Большинство задач не являются авторскими, а заимствовано из разных источников; моей целью было собрать и сберечь лучшее, что наработали методисты по "школьной" астрономии за несколько десятилетий. Использовались упражнения из школьных учебников авторов Е.П.Левитана, А.В.Засова и Э.В.Кононовича, задания из "Элементарного учебника физики" Г.С.Ландсберга, задачи из комплектов отборочных этапов Всероссийской олимпиады школьников по астрономии и Московской астрономической олимпиады. Некоторые задачи взяты из новых сборников задач, выпущенных издательством "Просвещение" в 2018 году (авторы А.М.Татарников, О.С.Угольников, Е.Н.Фадеев). Во второе издание включены некоторые задачи из классического сборника задач по астрофизике Д.Я.Мартынова и В.М.Липунова. В работе над вторым изданием принял участие выпускник нашей школы, а ныне учитель физики и астрономии Р.Р.Акметдинов.

Для примера привожу целиком один из параграфов задачника – параграф 9.2 «Освещённость и светимость». Работа над темой начинается на уроке. Размышляя над задачей № 259, учащиеся самостоятельно получают формулу, связывающую светимость и освещённость от изотропного источника. В ходе обсуждения задачи они № 260 приходят к выводу, что при расчёте нужно использовать не освещённую Солнцем полусферу, а сечение Земли. В остальных задачах наряду с новыми понятиями школьники используют уже имеющиеся знания о движении тел Солнечной системы, эти задачи задаются на дом.

Новый сборник задач по астрономии можно использовать на уроках в физико-математических классах, на занятиях кружка или факультатива, при подготовке к олимпиадам и для самообразования. Надеюсь, он пригодится моим коллегам - учителям физики и астрономии.

Более подробно о системе преподавания астрономии в нашей школе и о задачнике я рассказала на Съезде учителей физики в образовательном центре "Сириус" 15 августа 2022 года (мой доклад начинается в 2:06:38).


Вернуться к оглавлению раздела