"Астрономия-10-11" (Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут, М.Ю.Шевченко)
Астрономия: 10-11-е классы: базовый уровень: учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут, под редакцией М.Ю.Шевченко. - Москва: Просвещение, 2024 . - 256 с.: ил.
Летом 2024 года издательство "Просвещение" выпустило 12-е издание учебника
"Астрономия" Б.А.Воронцова-Вельяминова/
Е.К.Страута. Напомним, что по классическому учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова для выпускного класса школьники учились ещё в советские времена, в начале нового века его дополнил Е.К.Страут. Учебник стал
особо востребован после возвращения в среднюю школу астрономии как самостоятельного предмета в 2018 году и выдержал несколько стереотипных переизданий. Издание 2024 года заслуживает особой рецензии,
поскольку учебник, отредактированный известным популяризатором астрономии М.Ю.Шевченко, существенно изменился.
Первое, что бросается в глаза - учебник стал полноцветным, а иллюстраций в нём теперь значительно больше. Второе - учебник стал толще (256 страниц против 240), причём шрифт в новом издании мельче.
Третье, что невозможно не заметить: во врезках на полях во многих параграфах появились стихи о космосе (всего около тридцати). Всё это делает учебник привлекательным для учеников.
Общая структура пособия сохранена, число параграфов (28) не изменилось. Однако в новой редакции во всех параграфах выделены и озаглавлены подпункты, что облегчает
детям восприятие материала.
Текстуально учебник изменился незначительно. Приведены современные сведения о телах Солнечной системы, рассказано о поиске экзопланет, расширен параграф о внеземной жизни.
После каждого параграфа в учебнике есть вопросы, упражнения и задания. В новой версии упражнения размещены внутри текста параграфа, чтобы ученики сразу же после появления нового понятия или закона
пробовали бы его применить. Это тоже способствует усвоению темы.
В учебнике появился обширный список рекомендуемой литературы. Дополнены хронология астрономических открытий и список нобелевских лауреатов, внёсших вклад в астрофизику и космологию.
Остались без изменения указания к наблюдениям Солнца и Луны. Приведена инструкция к подвижной карте звёздного неба. Добавлено описание астрономического календаря школьников. При этом из списка приложений
исключен список наиболее важных астрономических величин - возможно, редактор посчитал его излишним в наш век интернета.
В конце классического учебника предлагался список из 13 тем исследовательских проектов. В редакции Шевченко темы проектов перечислены после каждой главы, всего их несколько десятков, причём к практическим
темам добавлено множество реферативных. Это соответствует современной школьной программе, согласно которой в 10 классе каждый школьник должен подготовить и защитить проект, как вариант - по астрономии.
Однако не все особенности программы отражены в обновлённом учебнике. Автор рецензии не обнаружил упоминания электронных планетариев и ссылок на подобные программы. Хотя современный стандарт по астрономии
предполагает использование не бумажной карты, а электронного планетария. Также полностью отсутствуют ссылки на электронные источники информации (тогда как, к примеру, в новом учебнике А.В.Засова и В.Г.Сурдина
есть QR-коды - ссылки на дополнительные сведения по некоторым темам).
Как всегда, илллюстрации требуют отдельного внимания. В новом издании была исправлена ошибка, неоднократно воспроизводившаяся ранее. Сравните рисунок экваториальной системы координат из старой (слева)
и новой (справа) версии учебника.
Однако в параграфе о лунных фазах ошибка, наоборот, была внесена в новую версию. На новом рисунке наблюдаемая фаза Луны не соответствует её положению на орбите. Как это часто бывает, художник поленился и
просто "отзеркалил" рисунок с предыдущей страницы, где положение Луны на орбите соответствовало растущей фазе. Причём отзеркалил вместе с рельефом, а пейзаж просто скопировал.
На стр.131 новой версии допущена неточность в изображении орбиты кометы Галлея: показан вид орбиты из южной небесной полусферы и при этом не указано направление движения планет. Складывается впечатление,
что у кометы прямое обращение, что не соответвует действительности.
Чисто методических замечаний к учебнику немного. Автор рецензии полагает, что методику изложения темы "Время" необходимо привести в соответствие с тем, как она изложена в курсе географии. С 2014 года
наши коллеги-географы заменили часовые пояса на часовые зоны. Поэтому для лучшего понимания материала в курсе астрономии нужно поступить так же: вводить понятия местного и административного времени, летнее время
упоминать как вариацию административного, а поясное время, гражданское и "декретный час" просто исключить из рассмотрения - школьников лишние термины только запутывают.
Другое замечание касается, наоборот, самого современного раздела - космологии. Понятия тёмной материи и тёмной энергии включены в федеральный стандарт по астрономии, и все современные учебники упоминают
ускоренное расширение Вселенной. В учебник Воронцова-Вельяминова/Страута этот материал был включён при предыдущем редактировании и в новой версии учебника оставлен без изменений. На странице 215 в пункте о
нестационарной Вселенной читаем: "в уравнениях появилась обусловленная гипотетическими силами отталкивания космологическая постоянная - лямбда-член". Далее на стр. 223: "тёмная энергия является
практически однородной... Можно считать, что тёмная энергия - это свойство самого пространства." На этой же странице приведена диаграмма процентного состава Вселенной - обычного вещества, тёмной материи и
тёмной энергии (с пометкой "по массе"). Получается что "свойство пространства" имеет массу? Заметим, что учащимся известны виды материи, не имеющие массы (как минимум, электромагнитное поле), а через
лямбда-член в уравнении Эйнштейна выражается плотность энергии - характеристика физического поля. Похоже, в учебнике смешаны две разные теории тёмной энергии.
В целом появление новой редакции классического учебника - важное событие в методике преподавания астрономии. Учебник будет востребован везде, где астрономию преподают. Хотелось бы, однако, чтобы редактор
продолжил работу над его "осовремениванием".
Вернуться к оглавлению раздела